Отчет о проведении республиканских олимпиад в 2017-2018 учебном году
На основании приказа Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики № 2291 от 05.12.2017 г. был составлен график проведения республиканских олимпиад по общеобразовательным предметам и специальным дисциплинам среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики в 2017-2018 учебном году. По графику было намечено проведение олимпиад по 17 предметам и дисциплинам, организация и непосредственное проведение которых было возложено на председателей и членов 14 РУМО из 18 действующих. Но на заседании РУМО по направлению сферы услуг членами объединения было принято решение о проведении дополнительной республиканской олимпиады – олимпиады по профессии «Парикмахер», также члены РУМО по филологическому направлению предложили провести республиканскую олимпиаду по чувашской литературе. Поэтому в 2017-2018 учебном году было проведено 19 республиканских олимпиад вместо 17 намеченных.
По сравнению с 2015-2016 и 2016-2017 учебными годами в анализируемом учебном году выросло число как обучающихся – участников олимпиад, так и само число образовательных организаций – участниц. Всего в региональных этапах олимпиад в 2017-2018 году приняли участие более 480 студентов образовательных организаций среднего профессионального образования Чувашской Республики, в 2016-2017 г. – более 440, в 2015-2016 г. – более 320.
Олимпиады проводятся с целью выявления наиболее одарённых и талантливых студентов, активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, углубления и закрепления их знаний и навыков, содействия повышению престижа учебных заведений среднего профессионального образования путем проверки качества образовательного уровня и готовности к практической профессиональной деятельности. Для участия в республиканских олимпиадах допускались студенты, обучающиеся в организациях системы среднего профессионального образования Чувашии, победители этапов, прошедших в образовательных организациях. Важно отметить, что предметные олимпиады рассчитаны на выявление у обучающихся более глубоких знаний и повышенный уровень владения навыками, что позволяет успешно решать задачи подготовки специалистов.
Подготовка победителей и призеров и участие в олимпиадах. По результатам республиканских олимпиад наибольшее количество победителей и призеров обучается в Чебоксарском экономико-технологическом колледже (15 человек), Чебоксарском машиностроительном техникуме (14 человек), Межрегиональном центре компетенций – Чебоксарском экономико-механическом колледже (12 победителей и призеров), Чебоксарском профессиональном колледже им. И.Н. Никольского (12 человек).
Активными участниками олимпиад являются и Новочебоксарский химико-механический техникум (8 победителей), Чебоксарский кооперативный техникум Чувашпотребсоюза (6), Новочебоксарский политехнический техникум (5), Цивильский аграрно-технологический техникум (4), Канашский педагогический колледж (4), Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства (4), Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции (4), Канашский транспортно-энергетический техникум (3), Шумерлинский политехнический техникум (2), Вурнарский сельскохозяйственный техникум (2), Ядринский аграрно-технологический техникум (2), Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий (1), Мариинско-Посадский технологический техникум (1), Алатырский технологический колледж (0), Канашский строительный техникум (0), Батыревский аграрный техникум (0).
В 2017-2018 учебном году наибольший интерес у обучающихся вызвали олимпиады по иностранному языку (86 участников), информатике и Web-программированию (44 участника), истории Великой Отечественной войны (41 участник) и русскому языку (40 участников).
Наименьший интерес: олимпиада профмастерства по специальности «Банковское дело» (7 участников), «Технология продукции общественного питания» (7 участников), олимпиада по профессии «Портной» (6 участников) и по профессии «Парикмахер» (5 участников), что объясняется спецификой дисциплин. Полная информация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика численности обучающихся, принявших участие в республиканских олимпиадах в 2015-2018 годах
№ п/п |
Наименование предметной олимпиады |
Количество участников (по годам) |
||
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
||
1. |
Республиканская олимпиада по правовому обеспечению профессиональной деятельности |
- |
26 |
19 |
2. |
Республиканская олимпиада по истории Великой Отечественной войны |
33 |
36 |
41 |
3. |
Республиканская олимпиада по психологии «Психология без границ» |
26 |
28 |
21 |
4. |
Республиканская олимпиада профессионального мастерства по дисциплине «Инженерная графика» |
- |
25* |
8 |
5. |
Республиканская олимпиада по иностранным языкам |
64 |
73 |
86 |
6. |
Республиканская олимпиада по общепрофессиональным дисциплинам: техническая механика, материаловедение, метрология |
- |
46 |
52 |
7. |
Республиканская олимпиада по информатике и Web-программированию |
43 |
28 |
44 |
8. |
Республиканская олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело |
- |
- |
7 |
9. |
Республиканская олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
8 |
13 |
14 |
10. |
Республиканская олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания |
4 |
7 |
6 |
11. |
Республиканская олимпиада по химии, биологии и экологии |
30 |
17 |
32 |
12. |
Республиканская олимпиада по рабочей профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» |
- |
5 |
5 |
13. |
Республиканская олимпиада по физике |
21 |
18 |
14 |
14. |
Республиканская олимпиада по математике |
18 |
20 |
15 |
15. |
Республиканская олимпиада по ОБЖ |
64 |
52 |
60 |
16. |
Республиканская олимпиада по русскому языку |
- |
- |
40 |
17. |
Республиканская олимпиада по чувашской литературе |
- |
- |
14 |
18. |
Республиканская олимпиада по профессии «Портной» |
- |
- |
6 |
19. |
Республиканская олимпиада по профессии «Парикмахер» |
- |
- |
5 |
* республиканская олимпиада «Инженерная графика» в 2016-2017 учебном году проводилась в заочной форме.
Уровень максимальных и минимальных баллов. Намечается тенденция снижения этих показателей по таким предметам, как иностранный язык (на 8%), история (олимпиада по истории Великой Отечественной войны (на 5%)), химия, биология и экология (на 35%). Сведения отражены в таблице 2.
При проведении республиканских олимпиад педагогами были отмечены следующие трудности и слабые стороны в подготовке студентов: неумение применять теоретические знания при решении практических задач, незнание лингвострановедческих реалий, затрудненное понимание внутренней логики текста, грамматической структуры предложений, невысокий уровень владения компенсаторными умениями, низкий уровень базовых школьных знаний. В целом отмечен низкий уровень подготовки обучающихся.
Для решения вышеназванных трудностей и проблем организаторами и экспертами был выдвинут также ряд предложений: исключение обучающихся профильных специальностей от участия в олимпиадах; изменение критерий оценки заданий и их уровня сложности; рекомендация каждому образовательному учреждению - разработать и реализовать программы по работе с одаренными детьми; усилить работу по подготовке студентов к олимпиадам. Также были выдвинуты предложения по совершенствованию форм и методов обучения дисциплин естественнонаучного цикла.
Таблица 2. Динамика количества баллов обучающихся, принявших участие в республиканских олимпиадах в 2016-2018 гг.
№ п/п |
Наименование предметной олимпиады |
Количество баллов (по годам) |
||||
Максимальный балл |
Минимальный балл |
Максимальный балл |
Минимальный балл |
Средний балл |
||
2016-2017 |
2017-2018 |
|||||
1. |
Республиканская олимпиада по правовому обеспечению профессиональной деятельности |
34 |
8 |
39 |
11,5 |
31 |
2. |
Республиканская олимпиада по истории Великой Отечественной войны |
36,5 |
4 |
34,5 |
3 |
10,7 |
3. |
Республиканская олимпиада по психологии «Психология без границ» |
61 |
21 |
75 |
29 |
51 |
4. |
Республиканская олимпиада профессионального мастерства по дисциплине «Инженерная графика» |
68 |
40 |
89 |
55 |
71,4 |
5. |
Республиканская олимпиада по иностранным языкам |
37 |
7 |
34 |
6 |
19,4 |
6. |
Республиканская олимпиада по общепрофессиональным дисциплинам: техническая механика, материаловедение, метрология |
|
|
|
|
|
6.1 |
материаловедение |
- |
- |
59 |
15 |
31,5 |
6.2 |
метрология |
- |
- |
79,5 |
14 |
40 |
6.3 |
техническая механика |
77 |
- |
84 |
9 |
28,4 |
7. |
Республиканская олимпиада по информатике и Web-программированию |
77 |
16 |
78 |
6,3 |
41,8 |
8. |
Республиканская олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело |
- |
- |
37,5 |
18 |
27,3 |
9. |
Республиканская олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
- |
- |
80,6 |
20,1 |
39,5 |
10. |
Республиканская олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания |
86,67 |
64,5 |
89,3 |
77,2 |
74,6 |
11. |
Республиканская олимпиада по химии, биологии и экологии |
86 |
17 |
55,5 |
5 |
19,2
|
12. |
Республиканская олимпиада по рабочей профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» |
- |
- |
85 |
71,2 |
78,5 |
13. |
Республиканская олимпиада по физике |
44 |
0 |
46 |
1 |
14,7 |
14. |
Республиканская олимпиада по математике |
28 |
0 |
35 |
6 |
11,8 |
15. |
Республиканская олимпиада по ОБЖ |
- |
- |
- |
- |
- |
16. |
Республиканская олимпиада по русскому языку и литературе |
- |
- |
55 |
20 |
32,9 |
17. |
Республиканская олимпиада по профессии «Портной» |
- |
- |
88 |
32 |
72,25 |
Хотелось бы рассматривать как положительную тенденцию рост максимального и минимального баллов участников олимпиад по специальным дисциплинам, таким как правовое обеспечение (почти на 13%), инженерная графика (на 23,5%), техническая механика (на 8%), технология общественного питания (на 3%). Но в тоже время средний балл участников некоторых олимпиад весьма низкий и составляет меньше 40-50% от максимального балла, что подчеркивает серьезный разрыв в уровне знаний участников. Это касается как общеобразовательных предметов (математика, физика, иностранный язык, химия, биология, экология, история, информатика), так и специальных дисциплин (метрология, техническая механика, бухучет). Также как и в 2016-2017 году, в анализируемом учебном году были участники, которые не справились с заданиями республиканских олимпиад, то есть получили «ноль» баллов (олимпиады по информатике, физике и математике).
При подведении итогов республиканских олимпиад выявляется необходимость учета формата WSR и Всероссийских олимпиад при подготовке заданий олимпиад регионального этапа, а также расширения круга предметов и дисциплин для проведения олимпиад по ним. Так, в 2017-2018 учебном году впервые была проведена олимпиада по русскому языку и чувашской литературе, вызвавшая большой интерес как у студентов, так и преподавателей (54 участника).
ОТЧЕТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ о проведении республиканских олимпиад в 2017-2018 учебном году